Статьи о бонсай

Часть 1 (японские стили ниваки)

?Ниваки (庭 – нива (сад) и 木 – ки (дерево)), в отличие от бонсай, не ограничено по высоте и растет на открытом пространстве, а не в специальном контейнере (плошке). Поэтому ниваки не ограничивают в питательных веществах и не пересаживают. В остальном применяются практически те же техники формирования с использованием обрезки и установки растяжек и распорок.

?Сад любого размера в Японии это не просто место отдыха и любования чудесным пейзажем из растений. Это часть древней культуры, философии, религии и способ самопознания. Поэтому внешний вид и месторасположение почти всех деревьев и кустарников несет определенную смысловую нагрузку, в большинстве случаев скрытую от европейца.

Изначально ниваки формировались в японских дзен буддийских садах в Киото и окрестностях, и для их создания использовалась местная растительность: сосна, клен и камелия. Но со временем ниваки стали формировать практически со всех видов хвойных и лиственных деревьев японских островов, подбирая для каждого наиболее подходящий стиль.

Придя в Европу, традиция ниваки столкнулась с другой культурной средой и климатическими условиями. Это обусловило иные эстетические каноны и виды деревьев, что в результате привело к возникновению европейского ниваки или, как его чаще называют, садового бонсай.

Если рассматривать эти различия в культурном аспекте, то японское ниваки стремится подчеркнуть воздействие на дерево естественных сил природы, а европейский садовый бонсай – торжество над природой человека.

?В техническом плане различия проявляются в том, что японцы используют длительный процесс обрезки ветвей, а европейцы более быстрый метод стрижки «лап», который они довольно давно и хорошо освоили при создании топиари. Также европейцы более раскованы касательно строгих канонов стилей, что приводит к возникновению новых форм и, в свою очередь, оказывает влияние на японское ниваки.

СТИЛЬ НИВАКИ

Согласно японским канонам ниваки повторяет стили бонсай только в больших масштабах. Работы проводятся как над формированием ствола и скелетных ветвей, так и кроны дерева. В первом случае к названию стиля прибавляется суффикс шитатэ (仕立て). При этом выделяют восемь основных классических стилей ниваки.

Тёкан (直幹, прямой ствол) – сформированная одним вертикальным прямым утолщающимся книзу стволом классическая форма. Боковые ветви при этом должны располагаться параллельно поверхности земли.

Сокан (双幹, близнецы или раздвоенный ствол) – дерево сформировано с раздвоенным как можно ближе к земле стволом.

Сякан (斜幹, наклонный ствол) – сформированная одним прямым стволом под углом к плоскости поверхности земли наклонная форма. Такие деревья чаще всего располагают на берегу водоемов с наклоном к воде.

Кэнгай (懸崖, поникающий ствол или каскадный стиль) – ствол дерева при формировании направляют вниз, ниже уровня его основания. Ниваки в этом стиле располагают возле водопадов, над которыми оно нередко свисает с искусственно созданной скалы.

Монкабури (門かぶり, дерево над входом) – после формировки над входом в сад должна быть горизонтально расположена одна длинная нижняя ветка дерева. В Японии монкабури считается символом успеха и удачи.

 

Киотосская форма (DaiSugi или Kitayama Sugi)– возникла в свое время в Киото при заготовке древесины криптомерии, когда из поросли на пеньках формировались новые стволы. В Японии для нее используют только криптомерии, но в нашем климате для этого лучше всего подходит ель обыкновенная.

Котобуки (寿, иероглиф «счастье») – форма очертаниями похожа на иероглиф «счастье». Нижние ветки обязательно прикрывают каменный фонарь или камень. По японской традиции формируют в саду как дерево-оберег.

Моёги (模様木, извилистый ствол) – ствол дерева формируется извивающимся в одной плоскости подобно синусоиде. Подстилем моёги является банкан, когда ствол дерева искусственно состарен и довольно сильно закручен в виде спирали.

Помимо основных, также пользуются заслуженной популярностью следующие стили формирования ствола и скелетных ветвей дерева.

Тякан (多幹,многоствольный) – основной ствол дерева не одинок, а разделяется на совокупность идущих с одного уровня лидеров.

Эда-сукаши (枝透かし, прозрачная ветка) – прореженные ветки призваны подчеркнуть природные тенденции роста дерева.

Кобуши (拳, кулак) – прореживание веток осуществляется с целью акцентирования на их архитектуре. Для этого каждую осень срезается весь прирост за текущий год, что в результате приводит к образованию на ветвях узловатых утолщений и наростов в виде «кулаков».

Различие в методах формирования силуэта кроны определяет свои стили, для обозначения которых используется суффикс зукури (造り). Наиболее часто встречающимися в этом случае являются следующие стили.

Тама-зукури (玉造り, стиль шаров или мячей) – «лапы» имеют шарообразную или яйцеподобную форму. Для этого стиля существуют два подстиля или разновидности: плотно упакованные соприкасающиеся шары, которые закрывают ствол; разреженные шары, сквозь которые просматриваются ствол и ветви. Поскольку этот стиль требует использования ножниц для обрезки, то его еще так и называют карикоми-басами (刈込み鋏– ножницы для обрезки).

Мацу-зукури (松造り, стиль сосны) – традиционный стиль для формирования сосны, которая играет одну из ведущих ролей в японских садах. Применяя этот стиль, мастера часто стремятся придать дереву образ горы.

Дан-зукури (段造り, стиль шагов) – ветви с хвоей (листьями) расположены по бокам ствола пошагово в шахматном порядке образуя ступени своеобразной лестницы.

Кай-зукури (貝造り, стиль ракушек) – форма сформированных хвоей (листьями) «лап» напоминает плоскую раковину моллюска.

Хако-зукури (箱造り, стиль коробки) – «лапам» придается форма прямоугольной или квадратной «коробки».

 

Часть 2 (техника и алгоритм создания ниваки)

В первой части мы подробно рассмотрели основные стили ниваки согласно довольно строгим японским канонам. Теперь от теории перейдем к практике и ознакомимся с техниками формировки деревьев, которые применяются японскими садовниками и насчитывают уже не одно столетие.

Также далее рассмотрим пошаговый алгоритм для тех, кто желает самостоятельно создать на своем загородном участке оригинальный элемент ландшафтного дизайна в виде ниваки. Он включает основные этапы формировки растения для получения ниваки соответственно выбранному стилю.

ТЕХНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НИВАКИ

1. Сукаши (透かし, техника удаление ветвей). Удаление ветвей с целью прореживания и придания определенной формы дереву.

При проведении кардинальной обрезки на начальной стадии формирования ниваки часто требуется удалять пилой без образования задиров довольно толстые скелетные ветви. Чтобы этого достичь ветки спиливаются в три шага: 1) – на расстоянии в 15 – 30 см от места соединения ветки со стволом делается снизу вверх пропил на треть ее диаметра; 2) – отступив еще дальше от проделанного пропила ненужная ветка срезается; 3) – придерживая оставшийся пенек, производится окончательное спиливание ветки у ее основания.

Ветви потоньше удаляются без образования пеньков с применением секатора. Срез осуществляют под прямым углом как можно ближе к основанию ветки. Места среза ветвей диаметром более 2 см следует защитить от инфекций, нанеся слой садового вара или специальной латексной краски с солями меди. Тонкие побеги срезают под острым углом над почкой, держа лезвия секатора с уклоном от нее.

2. Кири-модоши (切り戻し, техника возврата роста). Обрезка, которая применяется для омоложения растения и уменьшения объема «лап». Заключается в полном удалении прошлогоднего прироста вплоть до позапрошлогоднего. При этом дерево не должно быть ослабленным, чтобы нормально перенести обрезку.

3. Ороши-эда-шитатэ (降ろし枝仕立て, техника разгрузка веток). Применяется для стимулирования молодого более здорового прироста ветвей. Заключается в сильной, почти до ствола, обрезке веток.

4. Фукинаоши-шитатэ (吹きなおし仕立て, тахника создания заново). Применяется опытными мастерами с целью переформирования внешнего вида дерева путем уменьшения высоты и обрезки скелетных ветвей.

Так как кардинальные изменения осуществляются за один раз, садовник должен обладать немалым опытом, чтобы не погубить дерево. Как правило, используется для сильно заросших деревьев.

5. Фюсе-зукури (伏せ造り, техника корректировки формы и направления роста ветвей). Предназначена для изменения направления роста и формы отдельных ветвей.

Применяются для этого растяжки и распорки с использованием шпагата, бамбуковых реек и мягкой проволоки диаметром 1.5 – 2 мм. При корректировке формы ветвей, помимо задающей осевое направление бамбуковой рейки, для «лап» может также использоваться небольшая бамбуковая шпалера.

Устанавливая растяжки, шпагат на ветках лучше завязывать самозатягивающимся узлом, тогда при их утолщении он будет немного растягиваться.

Бамбуковые распорки закрепляются или шпагатом, или при помощи проволоки. Чтобы последняя не соскальзывала, на распорке пропиливаются желобки, в которые плотно наматывается проволока с оставлением длинных свободных концов для крепления к ветке.

Для защиты коры в местах крепления растяжек и распорок подкладывается мешковина. Ее лучше не наматывать, а именно подкладывать, что позволит избежать врастания при утолщении растущих веток.

Чтобы на коре не появлялись перетяжки из-за врастания обвязок, после первичного утолщения веток растяжки и распорки надо или перевязывать или снимать.

6. Формирование ствола. Некоторые из стилей ниваки выдвигают определенные требования к форме и ориентации ствола. Так стиль моёги требует изгибов ствола, которые очень редко встречаются у произвольно растущих деревьев. Поэтому для изменения его формы активно используются растяжки и бамбуковые палки, с помощью которых можно корректировать как молодое еще растущее, так и уже сформировавшееся растение. У взрослых деревьев этот метод в основном применяется для усиления выразительности уже имеющихся изгибов.

При формировании молодого растения его изначально можно высаживать как под углом к горизонту (такой вариант применяется и для ниваки в стиле сякан), так и прямо; изгибать один естественно сформированный ствол или формировать «зигзаги» кардинальной обрезкой, когда ствол формируется боковыми побегами определенной длины и направления.

Чтобы растяжки не выворотили дерево из земли, их используют попарно – формирующая изгиб крепится вверху ствола, а защитная с противоположной стороны внизу у основания. Чтобы сформированный изгиб через некоторое время не выпрямился до исходного состояния, растяжки закрепляют не менее чем на два периода утолщения ствола (конец весны + конец лета).

7. Мидори-цуми (緑摘み, техника прищипывания побегов хвойных деревьев). Ее целью является формирование густых и плотных «лап» с большим количеством коротких побегов.

Достигается такой эффект за счет того, что удаляя свечки у растения стимулируют закладку почек ниже места среза и укорачивают сам побег.

Осуществляют эту операцию, когда молодая хвоя отходит от свечки примерно на 45 и наименее травмируется при прищипывании, сохраняя декоративный внешний вид.

8. Мо-миаге (もみあげ, техника прореживания хвои). При ее применении выщипывается вся старая хвоя, что позволяет поддерживать на должном уровне эстетику растения и избежать выпадения слоя хвои под деревом.

Молодая хвоя прореживается. При этом регулируется месторасположение и количество закладываемых на месте хвоинок почек, а значит и новых побегов. Осуществляют эти операции осенью, когда рост хвои прекращается.

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ НИВАКИ

Шаг 1. Японская традиция допускает формирование ниваки как из достигшего расцвета взрослого дерева, так и из еще растущего. Во втором случае намного легче сформировать желаемые изгибы ствола и нужное расположение скелетных ветвей, но это требует значительного периода времени.

Выбираемое растение должно быть здоровым, чтобы без осложнений выдержать довольно стрессовую кардинальную обрезку. Работы по формированию ниваки нужно проводить ранней весной, когда у дерева еще не пробуждаются почки.

Шаг 2. У выбранного дерева осуществляем санитарную обрезку больных, сухих, сломанных или трущихся ветвей. Это необходимо для лучшего восприятия строения дерева при выборе стиля будущего ниваки.

Шаг 3. Определяем в каком из стилей будем формировать дерево – при этом самое пристальное внимание следует уделять форме ствола и расположению скелетных ветвей. Если дерево у нас молодое и еще растущее, то выбор будущего стиля не так критичен, поскольку в этом случае имеются широкие возможности по корректировке формы ствола и ветвей.

Шаг 4. Выбираем наиболее удачно подчеркивающую вид будущего ниваки сторону дерева (японские мастера называют ее «лицом») и ветку, которой будет оно оканчиваться (так называемую «голову»). Для «головы» лучше всего подходят короткие и тонкие ветки.

Шаг 5. Не менее важным, чем определение стиля, является выбор скелетных или ветвей первого порядка, которые будут составлять основу формы ниваки. При этом должно быть достигнутое гармоничное сочетание довольно строгих японских канонов и природная естественность внешнего вида дерева, сформированная как бы под действием природных сил.

Основным при этом является правило треугольника – форма будущего ниваки должна вписываться именно в эту геометрическую фигуру.

При этом также желательно выполнение принципов соподчинения (чем ниже уровень, тем более сильные и толстые ветви его образуют) и нечетных чисел (на каждом из уровней располагается нечетное количество веток).

При этом необходимо проследить, чтобы выбранные скелетные ветви разных уровней не были параллельны друг другу, не соприкасались и их проекции не пересекались.

Также желательно, чтобы эти ветви были ориентированы параллельно поверхности земли. Если выбранные ветви не в полной мере удовлетворяют требованиям, их положение можно в определенных пределах скорректировать применением техники фюсе-зукури.

Определившись с выбором, все остальные скелетные ветви удаляют, не допуская образования «пеньков».

Шаг 6. Теперь переходим к формированию кроны. Для этого на оставшихся скелетных ветвях удаляют ненужные ветки второго порядка и выше. Формирования «лап» зависит от выбранного силуэта для кроны. В классическом варианте ниваки осуществляется обрезка всех не параллельных земле веток, а оставшиеся прореживаются с соблюдением правил треугольника и соподчинения, только на этот раз не в вертикальном, а горизонтальном направлении.

Поскольку у хвойных пород почки закладываются на месте хвоинок, то с целью контроля образования новых побегов следует приблизительно на 2/3 проредить хвою верхних уровней, для чего используется техника мо-миаге.

Шаг 7. Устанавливаются растяжки и распорки для ветвей и, при необходимости для выбранного стиля, осуществляются операции по корректировке формы ствола.

Шаг 8. На следующий год отдохнувшее от кардинальной формировки дерево подвергается корректирующей обрезке. Сроки ее проведения в весенне-летний период зависят от вида дерева. При этом для сдерживания роста следует удалять самые сильные побеги и, при необходимости, укорачивать свежий прирост остальных побегов. Также с целью сориентировать молодые побеги параллельно земли к ним применяется техника фюсе-зукури.

По прошествии нескольких лет такая корректирующая обрезка позволит получить «лапы» с четко выраженной формой, в которых скорость роста отдельных побегов будет распределяться равномерно. После этого дальнейшая обрезка направлена уже не формирование ниваки, а на поддержание достигнутого результата.

 

Часть 3 (европейский садовый бонсай)

Рассматривая соответствующие устоявшимся японским канонам стили ниваки, мы уже вскользь упоминали о его отличии от европейского варианта. Теперь рассмотрим более детально, чем при внешней схожести принципиально различаются японское и европейское ниваки и как возникло довольно странное для японцев словосочетание садовый бонсай.

Помимо этого для желающих попробовать свои силы в самостоятельном создании садового бонсай будет приведен пошаговый алгоритм основных этапов формирования выбранного для этого дерева.

Внешняя изысканная экзотика ниваки в старинных японских садах не оставляет равнодушным большинство посетивших Страну Восходящего солнца иностранцев. Поэтому неудивительно, что со временем подобные деревья стали довольно модным элементом европейских садовых ландшафтов.

В самой Японии ниваки это не просто сформированное в определенном стиле дерево, а важный элемент на пути самопознания. Недаром подобная традиция зародилась именно в предназначенных для медитации садах приверженцев дзен буддизма. Европейцев же привлек только необычный внешний вид деревьев, и не углубляясь в духовные тонкости они назвали их по аналогии с небольшими деревцами бонсай, только добавив уточнение садовый.

Однако европейский садовый бонсай отличается от японского ниваки не только одним лишь названием. Копируя внешность, европейские мастера привнесли в формировку деревьев и основной тезис западной цивилизации – выражение господства человека над природой, в противовес японской гармонии с природным ландшафтом. Технически это проявляется в том, что в Европе садовый бонсай по сути является одним из вариантов топиари.

Если рассматривать этот вопрос более подробно, то самое большое различие заключается в методах формирования «лап»: японские мастера используют в этом случае обрезку, а европейские – стрижку. То есть, согласно японским канонам ниваки у «лап» сохраняется центральный проводник, а остальные ветви укорачиваются или удаляются путем обрезки. При этом «лапы» меняются по мере роста.

Европейская техника предполагает стрижку еще до одресневения всех молодых побегов, включая и центральный проводник. Стрижка проводится соответственно выбранного изначально контура, поэтому «лапы» (или в данном случае, скорее «тарелки») не изменяют свою форму со временем. Одна из популярнейших для европейского садового бонсай облачная стрижка «тарелок» (cloud-pruning) наиболее близка к японской технике эда-буки-шитатэ (eda-buki-shitate, 枝吹き仕立て), но все же имеет ощутимые отличия.

Также, в отличие от европейцев, которые выбирают для формирования садового бонсай взрослые деревья требуемого размера, японские мастера ниваки работают с растениями любого возраста.

Еще одно отличие заключается в том, что для европейцев нехарактерно полное следование строгим канонам японских стилей ниваки. Главным мерилом в этом случае выступает только красота дерева.

Японские садовники не протестуют против создания подобного варианта европейского ниваки, поскольку прекрасно понимают, что отличия продиктованы культурно и исторически обусловленной разницей в эстетическом восприятии окружающей действительности представителями разных цивилизаций.

При этом и они сами не закрываются от принятия новых идей. Например, японцы взяли на вооружение европейский стиль, когда как бы из одного места расходится множество расположенных рядом веток с «лапами» (многоствольный стиль Тякан, 多幹仕立て).

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ САДОВОГО БОЙСАЙ

Шаг 1. Выбираем достигшее необходимых размеров взрослое сформировавшееся дерево. Оно должно быть здоровым, чтобы без негативных последствий выдержать довольно стрессовую первую кардинальную обрезку.

Чаще всего садовый бонсай формируют из:

лиственниц – тонкочешуйчатой (Larix kaempferi), европейской (Larix decidua) или сибирской (Larix sibirica);
сосен – обыкновенной (Pinus sylvestris), черной (Pinus nigra), Веймутова (Pinus strobus) или мелкоцветной (Pinus parviflora);
можжевельников – чешуйчатого (Juniperus squamata), казацкого (Juniperus sabina), китайского (Juniperus chinensis) или среднего (Juniperus media);
падубов – Мезерва (Ilex meserveae), остролистного (Ilex aquifolium) или Мучигара (Ilex mutchagara);
кипарисовиков – горохоплодного (Chamaecyparis pisifera) или Лавсона (Chamaecyparis lawsoniana);
тисса ягодного (Taxus baccata);
вязов – шершавого (Ulmus glabra) и мелколистного (Ulmus parvifolia);
бересклетов – европейского (Euonymus europaeus) и крылатого (Euonymus alatus).

Шаг 2. В начале весны (до того как у дерева пробудились почки) у выбранного экземпляра удаляем скелетные ветви первого порядка помимо тех, на которых согласно замыслу будут в дальнейшем сформированы «тарелки».

Ветви удаляют, не допуская образования «пеньков» и их толщине более 2 см место обреза защищают садовым варом или слоем специальной содержащей соли меди латексной краски.

Шаг 3. На оставленных ветках осуществляется удаление лидирующего побега (цель этой операции – улучшение разрастания «тарелки» в стороны). Затем удаляются мутовки с таким расчетом, чтобы для равномерного распределения энергии роста количество оставшихся (не менее трех) уменьшалось по направлению от основания до вершины ветки.

Шаг 4. По завершении обрезки при помощи распорок и растяжек регулируется направление роста ветвей, добиваясь их равномерного распределения по окружности ствола и избегая затенения веток нижнего яруса расположенными выше. При необходимости также осуществляется корректирование формы ствола. Во избежание появления на коре перетяжек, установленные распорки и растяжки необходимо или снимать или перевязывать после первичного утолщения веток.

Шаг 5. На следующий год с целью ускорения формирования крупных «тарелок» удаляются все мутовки за исключением последней (если последняя и предпоследняя мутовки расположены близко, то можно оставить обе).

Шаг 6. В дальнейшем после появления на оставшихся мутовках свежего прироста обрезаем его на треть длины согласно выбранного для «тарелки» контура. При этом растущие вниз побеги удаляются либо заправляются вверх. Эти процедуры повторяются регулярно до достижения «тарелками» запланированного размера.

Шаг 7. После того как европейский садовый бонсай сформирован, он подвергается регулярным стрижкам «тарелок» и периодическим их прореживаниям (раз в 3 - 4 года). При стрижках оставляются небольшие «пеньки» (3 -7 хвоинок или 1 – 3 почки), а их сроки определяются видом дерева.

У хвойных растений это период, когда хвоинки достигают длины около сантиметра и отходят приблизительно на 45 от побега. Лиственный садовый бонсай стригут при приросте около 10 – 15 см, когда «тарелки» приобретают неопрятную «лохматость». За сезон может быть до 5 – 7 таких стрижек.

 

При подготовке публикации использованы материалы:
Книги: Jake Hobson. «Niwaki. Pruning, Training and Shaping Trees the Japanese Way»
Сайта: nivaki.ru

 

 

Translation

Подпишись